Покоритель вершин из Шуи

Фото: mspros.ru

Николай Крупин – известный в Шуе лыжник, бегун и альпинист. Этому улыбчивому коммуникабельному человеку сейчас (и не подумаешь) 62 года. Его активности, целеустремлённости, позитиву можно только позавидовать. Наша первая беседа с ним состоялась, когда он вернулся с Памира, покорив со второй попытки пик Ленина, высота которого 7134 метра. О восхождениях-путешествиях я ещё раз расспросил Николая Павловича в преддверии Международного дня альпинизма.

– Николай Павлович, расскажите о восхождении на пик Ленина. С чего всё начиналось?

– Увлечение альпинизмом зародилось у меня в Шуе. На одном из соревнований из серии «Шуйской кругосветки» в 2009 году я познакомился с альпинистом и путешественником Игорем Смирновым из города Иваново. Мы с ним были в одной команде. В 2010 году он, собирая экспедицию на Кавказ – в предгорья Эльбруса, предложил мне присоединиться. Я всё взвесил и согласился. Приехав на Кавказ, мы прошли акклиматизацию и всей группой поднялись на Эльбрус. В день восхождения я отошёл от группы и в одиночку взошёл на обе вершины Эльбруса, так называемый «Крест». В том году это был лучший показатель в Ивановской области по высотному восхождению.

– Так почему же следующей высотой вами был выбран именно пик Ленина?

– После Эльбруса я целый месяц сумбурно спал. Мне снились эти горы, перемещения, впечатления. Целый месяц я не отрывался от интернета. Рассматривал варианты. А весной прошлого года вновь встретился со Смирновым и сказал ему, что хочу опять куда-нибудь пойти в горы. Он ответил, что после Эльбруса самое подходящее восхождение — это пик Ленина. После этого я стал готовиться. Игорь Смирнов сообщил мне, что уже сформирована команда из Костромы, в которую входит один ивановец и можно присоединиться к ним. Но члены команды меня вначале брать в свой состав не хотели, лишь сказали, что можно идти рядом. То есть параллельным курсом, автономно. Они все были молодые, амбициозные, а мне уже 58 лет.

В результате, в ходе акклиматизации, я поднялся на высоту 6400 метров. Из них, кстати, никто до этого рубежа не поднялся. В день восхождения был не учтён фактор погоды. Порывы ветра достигали 18 метров в секунду. И это при температуре минус 16 градусов. Сильный, пронизывающий ветер не позволил идти на вершину. Пришлось вернуться в базовый лагерь, а потом — домой. Обидно было. Но неудача лишь закалила характер. Для себя я решил во что бы то ни стало на следующий год повторить восхождение. Непокорённые вершины манят с ещё большей силой. Это закон гор.

Дома я всё проанализировал. Отметил недостатки, неиспользованные резервы и начал усиленно готовиться. Возобновил после 30-летнего перерыва бег на лыжах, участвовал в соревнованиях на 3, 5, 10 километров и марафоне, ну, и, конечно же, ежедневные пробежки, как одна из составляющих.

– А непосредственно про восхождение расскажите подробнее, Николай Павлович.

– В период акклиматизации, который длился 2 недели, мы выполняли так называемую «пилу». То есть ежедневно поднимались на некоторую высоту, а на ночь возвращались в базовый лагерь. Я поднялся на 6150 метров. Это 3-й лагерь. Там заночевал. Постоянные ветра. Палатка закопана глубоко в сугроб. Если этого не сделать, сдует. Кстати говоря, было много случаев, когда альпинистов сдувало с высоты и они разбивались насмерть. И вот уже с высоты третьего лагеря я решил штурмовать вершину.

– Почему же вы решились на последний рывок в одиночку, а не в команде?

– Мы планировали выйти на штурм вдвоём с парнем из Нижнего Новгорода. Он значительно младше меня, ему 35 лет. В прошлом году он тоже делал попытку, но у него напарник заболел и ему пришлось вернуться. С весны мы с ним вели переговоры, а летом решили идти вместе. А когда мы проходили акклиматизацию, я заметил, что он ограничивает, жалеет себя. Типа: «этого хватит», «100 метров не дошли, ну и достаточно». В таком вот роде. В день очередного выхода с раннего утра я его разбудил, давай, мол, пошли, а он говорит, что ещё часочек можно поспать и т. п. Время упускать было нельзя, погода благоприятствовала, и я принял решение вторую половину акклиматизации проводить самостоятельно и на вершину идти в одиночку.

В день восхождения я встал пораньше, всё проверил: снаряжение, припасы, экипировку и тронулся в путь к вершине. С участка от 6800 метров пик Ленина имеет уклон более 60 градусов. Т.е. пришлось взбираться почти по отвесной скале. Почувствовал состояние высотной болезни. Сел отдохнуть, и чувствую, что ноги совсем не идут. Меня догнал паренёк из Москвы, а потом какая-то женщина. Ну, раз женщина смогла, то и я смогу. Собрав все силы в кулак, я встал и, не торопясь, пошёл к вершине. На высоте я расстелил флаг Шуи, заснял всё это на фото и видео. Снимал красоту окружающих гор, в том числе и пик Коммунизма и пик Корженевской. Это и придало силы для последнего рывка. Организм успокоился. Дрожь в ногах прошла. И я постепенно стал продвигаться к вершине. Появилась какая-то внутренняя энергия, которая толкала меня к вершине. Вышел на так называемые «поля», с которых до вершины был пологий подъём. На вершине я побыл минут десять. Сфотографировался и пустился в обратный путь, т. к. уже стало вечереть. Вот и всё.

— Но не все ваши восхождения были удачливы. Николай Павлович, вы удовлетворены вашим восхождением на Эльбрус?

— Не скажу, что полностью удовлетворён. Задача, которая была поставлена всей экспедицией, в которой участвовали 17 альпинистов из Ивановской и Костромской областей, не выполнена. Не достигнута окончательная точка пути — высшая точка Европы вершина Эльбруса (5642 метров). Я единственный из экспедиции, кто поднялся на седловину, расположенную на высоте 5300 метров над уровнем моря. Экспедиция не выполнила намеченного по жёсткой причине. Были очень сильные ветры в эти майские праздничные дни, порывы достигали до 25–30 метров в секунду. Всего восемь человек добрались до точки в 5300 метров, но это были альпинисты из других регионов. Закон гор гласит: «Лучше 10 раз вернуться, чем один раз остаться!».

— Давайте, Николай Павлович, по порядку. Вы, как и планировали, поехали в экспедицию на автомобиле?

— Да. Мы поехали на двух машинах, я на своём вёз костромичей. 30 апреля выехала «Газель», а я с шестью пассажирами выдвинулся 1 мая ночью. По пути догнали первую машину. 2 мая около полудня, преодолев 1800 километров, мы уже прибыли к северному склону Эльбруса. Последние 60 километров ехали по горному серпантину. Моя машина — 2 часа, а «Газель» ехала эти 60 километров пять часов. В результате мы оказались на высоте 2500 метров.

— Сколько времени потребовалось экспедиции на подготовку к восхождению и акклиматизацию?

— Мы остановились в местечке Джиласу, где прямо из горы бьют нарзановые источники, температура в которых и зимой, и летом плюс 21 градус по Цельсию. Естественно, не удержался и искупался я пару раз в серебряных источниках. Скажу честно, такого очищения тела, такого расслабления мышц за 5-7 минут купания у меня никогда в жизни не было.

В XIX веке группой альпинистов под руководством француза Мануэля именно с этого места Эльбрус был впервые покорён. Именно по этому маршруту мы и пытались пройти. Поднялись на высоту 2900 метров, где у нас была первая ночёвка. Расположились на поляне бывшего немецкого аэродрома. На следующий день стали подниматься дальше и через три дня на высоте 3800 метров оборудовали базовый лагерь. Затем поднялись до отметки 4500 метров. Это было 6 мая. За день до этого у костромичей шквальные порывы ветра в клочья порвали палатку. Без палатки дальнейшее восхождение руководитель экспедиции посчитал невозможным. Не только мы, никто из других экспедиций не решился на штурм с северной стороны. 7 мая мы приняли решение спуститься и переехать на южный склон горы. Правда, это дополнительный крюк в 280 километров.

Южный склон проще по восхождению. Пока по серпантину пробирались к южному склону, начался ураган. Видимость нулевая. Гололёд. Четыре часа простояли, не могли даже тронуться. Едва стихло, 8 мая предприняли попытку штурма вершины. Добрались до отметки 4100 метров с трудностями, но без особых приключений. Разведка сделала пробный выход на высоту 4600 метров. Но дальше они не смогли подняться, т. к. ветер был просто ураганный. Пришлось им вернуться к нам.

9 мая планировали в 2 часа ночи сделать последний рывок. Но никто из экспедиции не рискнул выдвинуться в назначенный час. Тогда я собрался и в 3 часа ночи в одиночку вышел на штурм Эльбруса. Меня отговаривали, мотивировали тем, что в такую погоду — это самоубийство. В ходе подъёма по склону мне встретились ребята из Подмосковья на высоте 4600 метров. Они шли двумя группами: по 3 и 4 человека. Ветер был настолько сильный, что у меня сдуло палку-посох. Поднялись мы только до высоты 5300 метров. Видя, что творится вокруг, решили дальнейший подъём прекратить. Ещё один момент, который нас остановил: 6 мая на полке восточной вершины при восхождении пятерых альпинистов снесло в пропасть. Они очень сильно поранились. Спасатели их достали, но ребята получили многочисленные травмы. А накануне этого снесло альпиниста уже при спуске вниз, который в результате падения погиб. Горы ошибок не прощают. Минус 10 градусов плюс ветер 20 метров в секунду — это приравнивается к 30 градусам мороза на равнине. Честно сказать, двое рукавиц не спасали руки от холода, пальцы и ладони немели. Хотя экипировка в целом была отличная. Надо учесть, что за плечами у нас были рюкзаки весом в 32 килограмма. Там всё необходимое для ночёвки: палатка, спальник, горелка, сухое горючее, продукты и пр. Одни горные ботинки весят 4 килограмма.

На склоне горы на высоте 5300 метров я установил флаги Шуи, Приволжска, Ивановской области и любительского лыжного Союза, президентом которого я являюсь. Боевые награды моего папы, Крупина Павла Алексеевича, орден Славы 3-й степени и Отечественной войны 2-й степени тоже побывали на этой высоте, как наши семейные реликвии.

— Как проявила себя в этой экспедиции шуянка Евгения Павлова?

— Из 5 женщин в нашей экспедиции Женя Павлова была самой подготовленной, в отличной физической форме. И, как коммуникабельный человек, она проявила отличные качества характера, являясь примером для других.

— Каковы ваши планы на будущее?

— Это моё четвёртое восхождение. Честно скажу, подниматься на Памир было легче, чем в этот раз на Эльбрус. Что касается планов, то на Казбек подняться тоже не помешало бы.

В северных предгорьях Эльбруса в 1942-1943 годах шли ожесточённые бои с немецко-фашистскими захватчиками. Лучшим подразделениям горных стрелков Гитлера, благодаря мужеству и отваге наших бойцов, так и не удалось перевалить через Большой Кавказский хребет и захватить Кавказ. Обороной Кавказа руководил Л. П. Берия. Непосредственно возглавлял войска генерал Иван Иванович Масленников.

Сейчас у Николая Павловича относительно спокойный период. С 2015 г. Крупин на больших высотах не был, но каждый год проводит несколько дней в горах в Турции в горном массиве в районе Даламана.

Доходит порой до анекдотических случаев. В прошлый раз Николай Крупин установил флаг России над аэродромом войск НАТО. Высота горы более 600 метров. Турецкие власти, говорит рассказчик, попытались флаг убрать, но он установлен на вершине в почти недоступном месте. Николай Павлович смеётся, мол, долго и гордо будет развиваться наш флаг в этом месте.

В сентябре 2018 года планирует Н. П. Крупин вновь подняться (участвовать в команде) на Эльбрус с южного склона. Следует отметить, что Крупин – самый возрастной участник формируемой из 4-х человек команды. И единственный шуянин, остальные — ивановцы.

Недавно у Николая Павловича появилось новое увлечение. Альпинизм привёл к занятиям горным бегом. Крупин стал двукратным чемпионом России в 2013 и обладателем Гран-При РФ в 2013–2014 гг. В 2015 г. — 2-е место. В настоящее время Николай Крупин — лидер Гран-При России. Из 14 этапов участвовал в 6. Два этапа, которые проходили в Новороссийске и посёлке Дёмино Ярославской области, выиграл.

Конечно же я, зная, что новогоднюю ночь Николай Крупин проводит экстремально — то в заснеженном лесу, то в водах Азовского моря, купаясь в 12 километрах от берега, спросил о планах на грядущий праздник.

– 2019 год я хочу встретить так, чтобы воспоминания остались не только у меня, но и у членов моей семьи.

По теме
Достать рукой до неба - УМВД Ивановской области Достать рукой до неба Эльбрус – самая высокая гора России и Европы. Именно эту вершину, покрытую вечными льдами, вознамерились покорить альпинисты МВД России, прибывшие для подготовки к восхождению,
09.08.2018

Посади дерево - Кинешемский район Экологическая акция с таким названием состоялась в Наволоках. Главной целью акции была высадка деревьев у придомовых территорий.
15.10.2018

2dsc01090.Mer2H_copy - Администрация г. Вичуга Лето закончилось. Но работы по благоустройству и санитарной очистке Ногинского парка будут продолжаться всю осень.
Птицы улетают - Газета Авангард Стихи Дмитрия Кедрина Улетают птицы за море, Наступает время жатв. На холодном сером мраморе Листья желтые лежат.
13.10.2018

15.10.2018 Администрация г. Вичуга
15.10.2018 Кинешемский район
13 октября грибники сообщили в редакцию нашей газеты об едком химическом запахе, который источала несанкционированная свалка, устроенная в 2 километрах от окружной дороги.
13.10.2018 Газета Местный спрос
13.10.2018 Газета Авангард
Выявлена самая масштабная финансовая пирамида за последние годы - Заря Банк России передал в Генеральную прокуратуру и МВД информацию  о группе российских и иностранных компаний, действующих под единым брендом Кэшбери, обнаружив в их деятельности явные признаки классической финансовой пирамиды.
15.10.2018 Заря
Судом установлено, что 01 мая 2017 года в дневное время гражданка Р. выложила объявление на сайте «www.avito.ru» о продаже щенка породы «Шпиц», хотя никаких щенков у неё в наличии не имелось,
15.10.2018 Городской суд
Сотрудники уголовного розыска межмуниципального отдела МВД России «Вичугский» задержали подозреваемого в покушении на грабеж.
15.10.2018 Вичугские новости
В Вичугском районе  11 октября  около 15.20 на автодороге «Быстри – Семигорье» водитель  на автомобиле «Nissan Terrano»  совершил наезд на велосипедиста 1965 года рождения, который от полученных травм скончался на месте.
13.10.2018 Вичугские новости
Большинство современных подростков имеют в жизни всё. У них – навороченные гаджеты, модная одежда.
12.10.2018 Шуйские Известия
Изображение материала - ИГХТУ Каждую осень в ИГХТУ открывается «сезон охоты»: в рядах первокурсников выслеживают тех, кто стремится развиваться и на пути к цели готов работать больше других.
15.10.2018 ИГХТУ
НАД ВОЛГОЙ ВНОВЬ ЗВУЧАЛ РОМАНС - Администрация С 12 по 14 октября в Кинешме с большим успехом прошел международный волжский фестиваль исполнителей русского и цыганского романсов «Романса голос осенний».
15.10.2018 Администрация
21 октября в областном центре культуры и творчества пройдет традиционный «Осенний рок-марафон», посвященный памяти известного музыканта, журналиста, корреспондента «Рабочего края» Андрея Удалова,
15.10.2018 Наше Слово
На крупнейших и престижнейших соревнованиях шуйские спортсмены в очередной раз показали высокий уровень подготовки.
12.10.2018 Шуйские Известия
Стартовал Конкурс управленцев «Лидеры России» - Звезда Дан старт Конкурсу управленцев «Лидеры России» 2018-2019. Этот отбор – один из проектов АНО «Россия — страна возможностей», учрежденной указом Президента России Владимира Путина в мае 2018 года.
15.10.2018 Звезда
Информация о личном приеме граждан руководителем следственного управления Александром Николаевичем Булаевым - Следственный комитет В четверг, 18 октября 2018 года, с 10 час. 30 мин. до 12 час. 00 мин в помещении Комсомольского межрайонного следственного отдела (ул.Люлина, д. 14,
15.10.2018 Следственный комитет
14 октября в 08.15 в оперативную дежурную смену ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Ивановской области» поступило сообщение об отключении теплоснабжения в связи с ремонтными работами по устранению неплотности теплосети,